Оповещение и информирование населения при наводнениях
Оповещение и информирование населения при наводнениях
Важнейшей задачей в области снижения ущерба от наводнений является своевременное предупреждение органов исполнительной власти и населения о возможности опасного подъема уровня воды и затопления прибрежных территорий.
Для оповещения и информирования населения при наводнениях должны использоваться в первую очередь системы централизованного оповещения населения, созданные во всех субъектах Российской Федерации, управление которыми осуществляется органами управления ГОЧС субъектов РФ. Для оповещения и информирования населения используются электрические сирены, сети радио- и телевещания, а также сети проводного вещания. Основным сигналом оповещения об опасности, по которому люди должны немедленно включить все имеющиеся у них средства приема информации, является сигнал «Внимание всем!», передаваемый звучанием электрических сирен.
Недостаток наших систем оповещения состоит в том, что они охватывают централизованным оповещением в основном население городов и райцентров, а непосредственно в сельских районах таких систем нет, а именно сельские районы в наибольшей степени пострадали от наводнений.
В былые годы основным средством оповещения и информирования населения сельской местности служили сельские радиотрансляционные сети. В каждом райцентре был свой центральный радиотрансляционный узел, который передавал программы на небольшие сельские радиотрансляционные узлы, созданные в составе сельских АТС по территории района. В каждом райцентре имелась радиостудия, из которой велись местные передачи. Таким образом, глава сельского района имел свою сеть вещания и информирования, которая могла быть использована в любое время в целях предупреждения населения, а руководители колхозов и совхозов могли вести передачи для своих односельчан с помощью местных маломощных радиоузлов. Но это все было.
Уже более 10 лет сельская сеть проводного вещания признана Минсвязи России малоэффективной и убыточной, произошло ее резкое сокращение, а во многих субъектах она просто сошла на нет. К тому же сельское население настолько стало небогатым, что пошли массовые отказы от квартирных радиоточек. Районные студии были закрыты, ремонты на сетях проводного вещания прекращены, сельские радиоузлы были ликвидированы. Минсвязи России объявило о магистральной политике замены убыточного сельского проводного вещания на прогрессивное эфирное УКВ ЧМ вещание. С этой целью стали устанавливать в отдельных райцентрах УКВ ЧМ передатчики, когда один такой передатчик обслуживает 5-6 районов эфирным вещанием. В этом случае уже нет вещания в пределах только одного района, т. е. главы администраций районов потеряли свои сети оповещения и информирования сельского населения.
С целью полного отказа от сетей проводного вещания Минсвязи России и его подразделения на местах (АО «Электросвязь») в ряде мест организуют продажу со скидками или даже раздачу сельскому населению малогабаритных УКВ радиоприемников.
Все это вывело все нити управления оповещением сельского населения непосредственно на административные центры субъектов РФ, отсекая их от местных руководителей.
Если в городах созданы сети электросиренного оповещения, то таких сетей в сельской местности практически нет. На селе число сирен крайне мало. Отечественные электросирены к тому же требуют наличия трехфазного напряжения, а оно на селе редкость. В стране еще немало вообще неэлектрофициро- ванных населенных пунктов.
Примером подобного отношения к сельскому проводному вещанию может служить Краснодарский край. В мае 2001 года газета «Версты» выступила с материалом «Не говорит Краснодар». В нем шла речь о том, что администрация Краснодарского края подписала постановление № 285 от 17 апреля 2001 года «О реконструкции краевой сети проводного вещания в 2001 году». Согласно этому документу в ближайшие три года предполагается лишить проводного радио 3 млн кубанских абонентов из 5 млн жителей края. В пункте первом этого документа записано: «Утвердить предлагаемую ОАО «Кубаньэлектросвязь» программу перевода сельских населенных пунктов края на эфирное вещание в 2001 году на базе существующей сети УКВ ЧМ радиовещания… Поддерживать в переводимых на эфирное радиовещание населенных пунктах устойчивую работу сети проводного вещания до момента обеспечения не менее 70 процентов существующих абонентов радиоприемными устройствами УКВ ЧМ диапазона».
Хотя давно уже нет на многих станичных майданах «тарелок» громкоговорителей, проводное радио в квартирах и хатах большинства сельских жителей края по-прежнему является единственным источником информации. На Кубани другого такого массового СМИ нет. Под проводное радио еще недавно ложилось и вставало на работу кубанское село. Телевизионный сигнал центральных и краевых телевизионных станций покрывает лишь равнинную зону края. Так что проводить скоропалительную «реконструкцию сети проводного вещания» не было никакой необходимости.
«Южная телекоммуникационная компания», не обеспечив население эфирными радиоприемниками, больше года отключало радиоточки в отдаленных населенных пунктах края, ссылаясь на изношенность оборудования и убытки, связанные с его ремонтом.
В крае ликвидировано 119 радиотрансляционных узлов. Из полутора миллионов радиоточек отключено 900 тысяч, что затруднило распространение информации о надвигающейся стихии в отдаленных районах и сельской местности. А ведь Интернета и сотовых телефонов в наших селах еще долго не будет. Для многих сельских жителей радиоточка — единственный постоянно действующий источник информации.
Вот и получается, что оповестить сельское население можно лишь централизованно по сетям радио- и телевещания из административного центра, но только не в ночное время, когда средства приема информации отключены или когда люди — в поле или на приусадебных участках.
Известно, что во время наводнения, например в Ставропольском крае, даже попыток использования сетей радио- и телевещания для целей оповещения и информирования сельского населения вообще не предпринималось. Все оповещение подчас осуществлялось путем объезда домов и ведением личных переговоров местного руководителя с хозяевами. Путь долгий и малопродуктивный. А ведь глас из радиоприемника или телевизора подчас сродни гласу божьему, к которому стоит прислушаться.
В наибольшей степени значение вопроса организации своевременного оповещения и информирования органов исполнительной власти и населения высветило наводнения на юге России летом 2002 года.
Одной из главных причин столь разрушительного и губительного для большого числа людей наводнения на юге России повсеместно отмечалось слабая организация или полное отсутствие оповещения и информирования руководителей местного звена и самих жителей, проживающих в населенных пунктах, попавших в зоны затопления. Президент Российской Федерации В.Путин при посещении Ставропольского края подверг резкой критике региональные, местные и, частично, федеральные власти, допустившие такие последствия наводнения на юге страны. «Если все было бы налажено заранее, можно было бы ущерб минимизировать, может быть, и жертв было бы меньше. Системы оповещения практически не было никакой», — сказал Путин.
Четыре уголовных дела было возбуждено Управлением Генпрокуратуры России в Южном федеральном округе «по фактам непринятия срочных мер в связи с разгулом водной стихии на юге России». В ходе следствия было установлено, что не только стихийное бедствие «виновато в столь тяжких последствиях». Имели место факты «по сокрытию во время наводнения информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей». Система оповещения и предупреждения в ряде районов не сработала, а «в некоторых она вообще разрушена». Планировалось дать уголовно-правовую оценку бездействию тех должностных лиц, которые не приняли необходимых мер для обеспечения безопасности населения пострадавших районов.
Проверка показала, что главы органов местного самоуправления районов, городов и сельских округов, попадающих в зоны возможного затопления, как правило, были оповещены более чем за сутки до возникновения чрезвычайной ситуации, что позволяло реализовать определенный комплекс мероприятий, направленных на смягчение ее последствий.
К сожалению, данная информация не подвергалась глубокому анализу со стороны органов местного самоуправления, а конкретные меры по оповещению населения в ряде районов начали приниматься уже при непосредственной угрозе жизни и здоровью людей (г. Ессентуки, Кочубеевский и Георгиевский районы Ставропольского края, Новокубанский район Краснодарского края).
Оповещение населения осуществлялось в основном по районным теле- и радиосетям, где они имелись, а в остальных районах — по средствам телефонной и телеграфной связи, через громкоговорящие установки на автомашинах милиции и посыльными, что требует весьма длительного времени.
Существующие в ряде районов субъектов Российской Федерации системы оповещения за последние 10 лет были практически разрушены (Успенский район Краснодарского края, Кочубеевский район Ставропольского края, республики Северная Осетия — Алания, Адыгея и др.). Ликвидировано большое количество радиотрансляционных узлов, отключено большое количество радиоточек. В Республике Ингушетия, Чеченской республике, Карачаево-Черкесской республике нет централизованной системы оповещения, для оповещения ряда горных районов были задействованы силы и средства поисково-спасательных отрядов и МВД с громкоговорящей связью. Интенсивное сокращение основного средства информирования (сетей проводного вещания) значительно снизило охват населения средствами оповещения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, а создание системы эфирного УКВ ЧМ радиовещания не доведено до конца.
На селе практически отсутствует система прямого автоматического перехвата радиопрограмм УКВ ЧМ вещания. Имеют место периодические отключения электроэнергии на довольно продолжительное время, что не позволяет принимать радиопрограммы в любое время суток. Такое положение сложилось в ряде сельских местностей практически всех пострадавших субъектов РФ.
Слабо проводится работа по обучению населения действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, что отчасти объясняет возникновение паники (станица Барсуковская, хутор Новокубанский Ставропольского края, станица Успенская Краснодарского края).
В Ставропольском крае решение на задействование системы централизованного оповещения края для информирования населения вообще не принималось ввиду «отсутствия официальных документов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации». В совокупности эти факторы оказали самое негативное влияние на организацию реагирования при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.
Вот характерный пример реагирования местных администраций на угрозу чрезвычайной ситуации расположенных в 15 километрах друг от друга станицы Барсуковской и села Надзорного Ставропольского края. Оба населенных пункта информацию об угрозе чрезвычайной ситуации получили практически одновременно. А результат разный: из села Надзорного было эвакуировано практически все население и даже домашний скот, а в станице Барсуковской погибло свыше 20 человек, значительное число жителей пришлось снимать с крыш домов и деревьев вертолетами, а также с помощью плавсредств и тяжелой высокоосной техники.
В Кочубеевском районе администрацией района не были предприняты действия по оперативному оповещению населения и организации эвакуации.
Оповещение населения наиболее пострадавшей станицы Барсуковской, по словам жителей станицы, вообще не осуществлялось.
Полпред президента на Северном Кавказе В. Казанцев отметил, что очень важно наладить единую систему оповещения по наводнению и провести занятия и учения по ее отработке на региональном уровне.
В Краснодарском крае вопрос оповещения решался лучше.
В г. Армавире население было оповещено по телеканалам, радио и громкоговорящей связи (автомашины с установками ГГС). В г. Новокубанске
22 июня в 3.00 были включены сирены, и на улицы города направлены машины с громкоговорящими установками. Передавались сообщения о местах посадки на автобусы, информация о маршрутах передвижения пешим порядком и о местонахождении пунктов приема эвакуируемых.
В Успенском районе оповещение населения осуществлялось сиренами и при помощи автомобилей с громкоговорящими установками, а также лично главами сельских округов и личным составом милиции. В Успенском районе имелось только 4 сирены для оповещения (с. Успенское (райцентр) — 2 шт., с. Коноково — 1 шт., п. Мичуринский — 1 шт.). В большинстве населенных пунктов района проводное радиовещание отсутствовало.
Оповещение населения Гулькевичского района проводилось по радиотрансляционной сети, при помощи сирен, подворовым обходом лично руководителями и сотрудниками милиции.
В г. Кропоткине оповещение населения осуществлялось заблаговременно через местное радио и телевидение.
В сельских округах Усть-Лабинского района оповещение населения осуществлялось главами администраций.
По официальной информации, о надвигающемся стихийном бедствии неорганизованные туристы в районе Широкой Балки (под Новороссийском) были оповещены заранее, однако, несмотря на это, далеко не все из них выполнили необходимые предписания.
По идее, основным центром информирования органов власти при катастрофическом затоплении должна быть система наблюдения за состоянием уровня воды в водных системах. От этой системы должны поступать органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых ожидается катастрофическое затопление, штормовые предупреждения, а далее власти определяют, кого и о чем надо оповещать и информировать. Оповещение администраций населенных пунктов, в пределах примерно 4-часового пробега волны от водохранилища, целесообразно осуществлять напрямую от диспетчера гидроузла для сокращения времени прохождения сигнала оповещения.
Что можно сделать? Конечно, речь не идет о восстановлении в полном объеме былой системы сельского проводного вещания. Как говорят: поезд ушел.
Следует вести разговор о создании специализированных сетей оповещения, в частности, о создании системы оповещения в зонах возможного затопления в ЮФО. Такая система должны включать в себя посты наблюдения и гидроузлы, администрацию субъектов РФ, районов и отдельных населенных пунктов в зонах возможного затопления, а также все население опасных районов, т. е. являться системой регионального уровня.
Водохранилища, спешный сброс воды из которых привел к таким тяжким последствиям, размещены на территории одного субъекта РФ (например, Карачаево-Черкессии), а пострадали населенные пункты на территории других субъектов РФ.
Для надежного доведения до администраций субъектов РФ установленных сигналов опасности необходимо задействовать одновременно несколько видов связи (проводную, радио- и радиорелейную связь). Внутри каждого субъекта РФ для доведения информации до администраций районов и населенных пунктов используются все имеющиеся каналы связи (в том числе уже широко используемая сотовая телефонная связь), причем главы администрации должны иметь возможность получать информацию независимо от места своего пребывания на данный момент.
Труден путь доведения сигнала от районного центра (глав администраций) до сельских населенных пунктов. Есть еще и не телефонизированные села. В каждом районе должен быть найден свой путь надежного доведения всем ясного и понятного сигнала оповещения.
Сложнее, гораздо сложнее решить проблему надежного оповещения и информирования сельского населения. Для этих целей, где это еще возможно, следует по-возможности реанимировать сельскую сеть проводного вещания, взяв ее на содержание за счет местных бюджетов. Там, где это невозможно, необходимо пойти по пути создания местных (в пределах затапливаемых населенных пунктов или их отдельных частей) сетей уличных громкоговорителей на базе мощных динамиков типа СГС (установленных, например, на крыше конторы администрации), которые могут передавать как сигнал электронной сирены (сигнал «Внимание всем!»), так и информационное сообщение на значительное расстояние — до 400—500 м. Усилитель такой системы можно расположить в здании местной администрации с возможностью питания не только от сети, но и от аккумуляторов.
Следует особо подчеркнуть важность для сельского населения задачи не простого оповещения, а именно в сочетании с задачей информирования, причем задачей многократного постоянного информирования о надвигающей-
Схема прохождения сигналов оповещения о возможности катастрофического затопления на территории нескольких субъектов Российской Федерации (вариант) |
ся опасности. Ведь по статистике средний возраст жертв наводнения — 60—65 лет, им необходимо более продолжительные, насыщенные и понятные информационные сообщения, а не просто сигнал тревоги.
У глав администрации должны быть также ручные электромегафоны, а служебные машины оборудованы мобильными усилительными системами для оперативного использования в целях оповещения в местах чрезвычайных ситуаций.
Автономные средства оповещения и информирования должны быть на оснащении всех групп спасателей, всех транспортных средств, включая спасательные вертолеты, тем более что промышленность выпускает подобные средства.
Это тот минимальный по срокам исполнения и капиталовложениям путь, который позволит решать задачи экстренного оповещения сельского населения при развитии катастрофического наводнения.
Местным органам управления ГОЧС необходимо проработать совместно с АО «Электросвязь» организационные и технические пути оперативного использования уже созданных сельских сетей УКВ ЧМ вещания непосредственно от глав администраций сельских районов.
На очереди строительство систем централизованного оповещения сельских районов. Под эти системы целесообразно, специально для сельской местности, разработать и организовать производство простых однофазных электросирен.
Но даже самые эффективные системы оповещения и информирования будут бессильны, если:
• главы администраций всех уровней не будут представлять себе всех вопросов организации и практического осуществления задач защиты населения, включая их оповещение и информирование;
• не будет создана и поддерживаться в рабочем состоянии система наблюдения за состоянием водных потоков;
• не будут отработаны и доведены до всех сигналы оповещения и точный перечень действий по их получении;
• люди, живущие в опасных районах, не будут обучены действиям при возникновении опасности затопления и не будут столь беспечны при выборе места своего проживания при явном проявлении враждебных сил природы.
Подготовленность населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, к сожалению, еще крайне низка. Люди не доверяют информации, не реагируют на оповещение, не верят в неблагоприятное развитие событий и до конца держатся за свое хозяйство.
От наводнения можно спастись, лишь когда население оповещают заранее. Важно, чтобы была отлажена вся цепочка предупреждающих — от лиц, дающих прогноз, до тех, кто ходит по домам и вывозит людей в безопасные места.
Стихия застала людей врасплох. Казалось бы, после того как вода начала уходить, информация о том, что и где происходит, должна бы доставляться в каждый дом, не в каменном же веке живем. Есть радио, есть громкоговорители, есть, наконец, типографии, которые могли быстро напечатать листовки, где бы людям сообщили о расписании работы кухонь, о местах, где можно получить гуманитарную помощь, продовольствие, деньги. Но и этого не было.
В настоящее время полностью предотвратить возможный ущерб от наводнений не представляется возможным. Можно говорить только о его минимизации и предотвращении человеческих жертв. Именно по такому пути идут многие страны мира (США, Канада, Франция, Дания и др.), создавая системы раннего предупреждения о наводнениях. Их разработка предполагает создание преимущественно автоматизированной системы гидрометеорологических наблюдений (наземных, авиационных, радарных и спутниковых), систем сбора и передачи данных по современным средствам связи, автоматической обработки данных наблюдений и выпуска прогнозов, своевременное доведение прогностической информации до различных потребителей и в первую очередь населения.
Вопросам оповещения о чрезвычайных ситуациях, в частности в США, уделяется большое внимание. Для этих целей в США создана специальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЕА8 — Етегдепсу А1ег1 8у§1ет),
|
Схема организации оповещения администрации и населения в районах возможного катастрофического затопления (вариант)
призванная обеспечить снабжение (начиная от президента, все государственные и местные структуры власти, охватив все население страны) информацией о всех национальных чрезвычайных ситуациях. Она существует с 1994 года.
ЕА8 представляет собой объединение кабельных проводных и беспроводных сетей и программного обеспечения, радиовещательных станций АМ и ФМ диапазонов, станций телевещания, органов управления различных уровней, обеспечивающих оперативное доведение чрезвычайной информации в национальном масштабе, масштабе штата и местном масштабе.
Чрезвычайные ситуации национального масштаба (включая звуковое сообщение президента), согласно плану, разработанному ФЕМА (федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях), поступают от Белого Дома через национальные первичные станции (их примерно 30). От них радиосигнал принимается первичными станциями штатов и затем ретранслируется ими и сетями двух искусственных спутников земли (ИСЗ). Национальные первичные станции транслируют сообщение по телефонным линиям в офисы национальных погодных служб (в каждом штате 3-4 офиса). Национальные погодные службы распределяют сообщение по своей компьютерной сети через радиостанции погоды НОАА (национальной океанической и атмосферной администрации) данного штата и соседних штатов.
Для проверки системы в целом установлены специальные недельные и месячные тесты. Недельные тесты — длительностью 10 сек, месячные — 60 сек.
Сегодня национальная служба США погоды обеспечивает 12 минутное оповещение до прихода торнадо, а 10 лет тому назад было всего 5 минут. Время оповещения о внезапном (ливневом) наводнении повысилось с 9 минут до 55 минут до начала наводнения. Поставлены задачи до 2004 года увеличить время заблаговременного оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях: ураганы — до 2 суток; добиться более точного определения областей эвакуации (на 50 %), что позволит экономить в среднем до 200 млн долларов в год; время прихода шторма и ветра ураганной силы до 1 суток. Увеличить время заблаговременного оповещения о быстром наводнении до 60 минут.
Коммерческие системы радио, телевидения и кабельного телевидения обеспечивают ретрансляцию информации о чрезвычайных ситуациях. Если они включены в план ЕА8, то они должны иметь оборудование для приема и декодирования спецсигналов (кодовых сообщений) от радио погоды. В этих случаях оборудование осуществляет автоматическое прерывание передач, передачу сообщения о чрезвычайной ситуации и возврат к обычным передачам.
Офисы национальной службы погоды имеют линии выхода на свои сайты в Интернете для вывода сообщений о чрезвычайных ситуациях. С помощью ЕА8 кодов можно обеспечить и выборочное оповещение по округам штата.
Радио службы погоды является объединяющим звеном в целом плана ЕАС, официальным источником всей информации о чрезвычайных ситуациях. Приемники радио погоды могут автоматически включаться при приеме спецто- на тревоги и включать внешние источники оповещения (сирены, громкоговорители).
В настоящее время проводится работа по модификации национальной службы погоды на основе ее компьютеризации. Передача сообщений осуществляется синтезатором на разных языках. Радио погоды обеспечивает передачу вляется синтезатором на разных языках. Радио погоды обеспечивает передачу информации о погоде, прогнозы и предупреждения без коммерческих перерывов. Повтор погодных сообщений осуществляется каждые 6 минут, но этот промежуток может быть сокращен до 3 минут при резких изменениях в обстановке. Большинство радиостанций работает круглосуточно.
Специальные декодирующие устройства размещены в приемниках, которые покупаются населением уже с этими декодерами, обеспечивающими прием сообщений о чрезвычайных ситуациях в данной местности, и того типа, на которые они запрограммированы. Владельцы приемников с декодерами сначала прослушивают тревожный тон 1050 гц, предваряющий сообщение о чрезвычайной ситуации. Для приемников каждого региона вводится 6-значный цифровой код, называемый Р1Р8 кодами.
Приемники радио погоды автоматически находят наиболее мощный радиосигнал канала национального радио погоды. Они автоматически сканируют все 7 каналов радио погоды примерно раз в минуту, чтобы выбрать канал с наилучшими показателями. Большинству приемников достаточно 4-5 секунд передачи тревожного тона 1 050 Гц для своей активации, то есть готовности к приему. Хотя этого может быть и недостаточно во время грозы или ослабления сигнала передатчика. Передача тревожного сигнала осуществляется в течение 8—12 сек.
Приемники автоматически записывают сообщение после тревожного тона в течение 90 сек., и нажатием кнопки это сообщение с указанием даты может быть прослушано.
Выпускается большой выбор автомобильных и портативных приемников радио погоды с декодерами, в том числе приемники, которые имеют 5-воль- товый выход для запуска (активации) внешних тревожных систем каждый раз при приеме тревожного сигнала-тона 1 050 Гц (голосовые пейджеры, электронная почта, телефонные системы, электросирены и др.).
Целесообразно рассмотреть создание и в России специальной сети радиовещания службы погоды, которая бы взяла на себя и функции экстренного оповещения и информирования населения и органов власти всех уровней о возможности возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.
Дата создания: 28.07.2017 15:43