Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ, НА УЛИЦЕ, НА ДОРОГАХ, ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРАХ

 

Безопасное поведение в бытовых условиях

 

Быт - это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества, газа для повседневных нужд человека.

Каждый день вы умываетесь и чистите зубы, принимаете душ, для чего используете краны и смесители, установленные в ванной, С помощью кранов вы подбираете температуру воды и напор струи. Когда моете посуду, помогая маме, или набираете воду в чайник для приготовления чая, вы используете воду, подведенную к кухне. Когда ходите в туалет, используете воду из сливного бачка, в котором установлен поплавковый затвор. Возможно, с разрешения родителей пользуетесь газовой плитой для приготовления пищи. Для использования бытового газа к квартире подведен газопровод и установлены газовая плита или газовая колонка. Вы постоянно пользуетесь различными электрическими приборами: утюгом, светильником, телевизором, радиоаппаратурой. Для этого существует электропроводка, а в определенных местах установлены электрические розетки и выключатели комнатного освещения.

Все это обыденно и привычно. Однако, в определенных условиях при использовании оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома.

Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию из-за нарушения правил использования оборудования и бытовых приборов, В другом случае независимо от ваших действий может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электрическое напряжение в сети, потек кран, перекрывающий воду в ванной, засорилась канализация и др.

Для того чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила.

 

 

БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
 С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ

 

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время, электричество при определенных условиях представляет серьезную опасность для жизни и здоровья человека.

Электрический ток при прохождении через человеческое тело вызывает его нагрев и может привести к ожогу. При электрических ожогах могут быть серьезно повреждены внутренние ткани тела человека- Кроме того, поражение электрическим током может привести к остановке сердца или к остановке дыхания.

Чтобы этого не произошло, в повседневной жизни необходимо соблюдать ряд общих правил безопасного обращения с электричеством:

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
  • не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
  • соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: сначала подключается шнур к прибору, а затем шнур - к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке;
  • не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
  • об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям.

 

Помните! Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть.

 

БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
 С БЫТОВЫМ ГАЗОМ

 

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Он может применяться в газовых плитах для приготовления пищи и в газовых колонках для подогрева воды.

Газ, используемый для бытовых целей, может быть двух видов: сжиженный газ в баллонах и городской магистральный газ. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но для того, чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Чем опасна утечка газа?

 

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании бытовым газом. Перечислим основные правила безопасности:

  • Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран.
  • Не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра.
  • Следите за тем, чтобы нагреваемая на газовой плите жидкость не залила пламя горелки.
  • Заметив потухшую горелку, не пытайтесь ее зажечь вновь - это может привести к взрыву. Перекройте кран подачи газа, раскройте окна и проветрите кухню. Сообщите о случившемся взрослым.
  • Если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения.

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ
 В ДОМЕ ВОДОЙ

 

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители, душевые установки и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

Никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра.

Никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение.

Никогда не выбрасывайте мусор в унитаз -можно засорить канализацию и канализационная вода со всем содержимым начнет поступать в дом.

Не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и в водопроводе. Обо всем замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.

 

Помните! Вовремя устраненная неисправность может предотвратить аварию.

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМПЬЮТЕР

 

Компьютер очень полезная, а иногда и необходимая вещь. Однако неправильное обращение с ним может нанести вред здоровью.

 

Правила работы за компьютером:

  • в соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы школьника за компьютером не должна превышать 25 мин;
  • после каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять определенные физические упражнения.
  • Для снятия утомления плечевого пояса и рук можно применять упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп.
  • Выполняйте также комплекс упражнений для глаз. Сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании выполните движения глазами с максимальной амплитудой.

следите за тем, чтобы положение монитора соответствовало направлению взгляда, середина экрана монитора располагалась на горизонтали, проведенной на уровне глаз или на 10-20° ниже;

не работайте в темном или полутемном помещении.

 

Несколько советов, как уберечься от случайных травм в повседневной жизни:

  • не сидите на подоконнике, когда окно открыто, не рискуйте - можно потерять равновесие и выпасть наружу;
  • не прыгайте с большой высоты, не ходите по высоким парапетам и карнизам, показывая свою ловкость и храбрость. Это может кончиться травмой;
  • если возникла необходимость куда-то подняться по приставной лестнице, надо, чтобы кто-то придерживал лестницу внизу; следите за тем, чтобы лестница была установлена правильно;
  • если вы сбегаете вниз по лестнице, держитесь за перила - это подстрахует вас от падения, если нога соскользнет со ступеньки.

 

Вопросы и задания

         Назовите основные меры безопасности при пользовании различными электроприборами.

         Перечислите правила безопасного обращения с газом в быту.

         В дневник безопасности запишите наиболее важные, по вашему мнению, правила, которые следует соблюдать в повседневной жизни, чтобы избежать травм.

Узнайте у родителей и запишите номера телефонов дежурных диспетчеров ЖЭКа и РЭУ и порядок обращения к ним в случае возникновения в квартире опасной ситуации (затопление помещения, утечка газа, отключение электричества, засорение канализации и др. ).

 

Правила безопасного поведения
учащихся в ЧС криминогенного характера

 

  1. Если оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому не открывай дверь, кем бы он ни представился.
  2. Не теряйся, если, находясь в квартире, услышишь, что кто-то пытается открыть дверь, а громко спроси: «Кто там?»
  3. Если дверь продолжают открывать чужие, будет правильным по телефону «02» вызвать милицию, точно указать адрес и затем с балкона или из окна звать на помощь соседей или прохожих.
  4. На телефонные звонки с вопросами «есть ли кто дома?» или «когда вернутся с работы родители?» надо отвечать, что они заняты, и спросить, кому и куда перезвонить.
  5. Уходя из дома, не забывай закрыть балкон, форточку и окна, особенно на первом или последнем этаже.
  6. Не оставляй в двери записок - это привлекает внимание посторонних.
  7. Береги ключи от квартиры, не теряй их и не оставляй под ковриком у двери, в почтовом ящике и других укромных местах.
  8. В случае утери или пропажи ключей сразу же сообщи об этом родителям.
  9. Не хвастай перед окружающими тем, какие дорогостоящие вещи есть в вашей квартире (теле и видеоаппаратура, одежда, украшения, иконы и т.д.), а также какое количество денег имеется дома.
  10. Не приглашай в квартиру незнакомых или малознакомых ребят и девушек, ни под каким предлогом.
  11. Очень правильно поступают мальчики и девочки, которые знакомят родителей со своими друзьями и товарищами.
  12. Не носи с собой больших сумм денег, а если такая необходимость возникает, не хвастай об этом.
  13. Если во дворе или возле школы мальчики требуют у тебя деньги, то постарайся убедить их, что денег нет и по возможности сообщи о случившемся родителям, учителям или в милицию.
  14. Не нужно на улицах разговаривать с пьяными, даже знакомыми людьми, так как пьяный человек непредсказуем, может быть жестоким.
  15. Не садись к незнакомым или малознакомым людям в автомобиль, даже если очень хочется покататься или опаздываешь.
  16. Нельзя садиться с посторонними в лифт, если с тобой нет родителей.
  17. Если чувствуешь, что тебя преследуют, зайди в ближайший магазин, другое место или попроси взрослого, любого прохожего проводить до дома.
  18. Не принимай приглашения от незнакомых людей посмотреть видео, животных, сниматься в кино и т.п.
  19. В любом тревожном случае необходимо посоветоваться с родителями, учителями либо обратиться в милицию, где всегда получишь совет и помощь.

 

 

Правила дорожного движения
Пешеходная дорожка и езда на велосипеде

 

Цель занятия: ознакомить детей с правилами езды на велосипеде, продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице.

Занятие начинается с беседы:

«Многие ребята имеют велосипеды. Это очень удобная машина. На велосипеде приятно прокатиться, можно съездить к другу, по делам, на прогулку. Ездить на велосипеде может даже самый маленький, но только там, где не движутся автомобили, на закрытых площадках, стадионах, на загородных площадках и в других безопасных местах.

Учащимся может быть разрешено, водить велосипед по улицам и дорогам лишь с 14 лет.

Иногда учащиеся младших возрастов выезжают на улицу и попадают в поток машин. Не зная правил движения, не имея твердых навыков вождения, они подвергают себя и окружающих большой опасности. Поэтому ездить на велосипеде они должны на стадионе, во дворе.

На улицу и дорогу могут выезжать дети с 14 лет, если они имеют твердые навыки в управлении велосипедом. Во время движения водителю приходится не только управлять велосипедом, поддерживать равновесие, но и следить за движением транспорта, пешеходов, сигналами светофоров, водителей».

Дети рассматривают велосипеды, нарисованные на картинке, рассказывают, с какого возраста начали ездить на велосипеде, о случаях, которые происходили с ними, когда они учились водить велосипед, и т.д.

Затем учитель обращает внимание на картинку, на которой нарисована пешеходная дорожка и по ней идут люди. Учитель рассказывает, что иногда на улицах и дорогах устраивают специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов. Ходить по этой дорожке надо придерживаясь общих правил поведения на улице: не толкаться, не мешать другим. Нельзя устраивать игры на дорожке для пешеходов, кататься на велосипедах, санках.

Для обозначения этой дорожки устанавливают знак «Пешеходная дорожка».

В заключение занятия закрепляется знание правил езды на велосипеде и движения по пешеходной дорожке.

 

ЗНАК «ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ
ЗАПРЕЩЕНО»

 

Цель занятия: учить детей соблюдать правила и выполнять требования безопасного поведения на улицах и дорогах.

В начале занятия учащиеся повторяют правила дорожного движения, отвечая на вопросы: «Для чего нужно знать правила дорожного движения?», «Для чего предназначен тротуар?», «На какой сигнал светофора можно переходить улицу? На какой нельзя? Почему?»

Преподаватель предлагает несколько ситуаций: «Девочка и мальчик катались на самокате на проезжей части улицы», «Мальчик катает девочку на велосипеде, она сидит на багажнике», «Вышел мальчик из школы и побежал через дорогу», «Дети дошли до середины улицы, а в это время зажегся красный сигнал светофора» и т. д.

Учащиеся должны рассказать, какие знаки и сигналы запрещают движение пешеходов. Учителю необходимо закрепить у детей знание того, что до возраста 14 лет должны кататься на велосипедах во дворе, на стадионе, т.е. в местах, где нет движения транспорта.

Во время беседы желательно использовать плакаты, таблицы, игрушки, имеющиеся компьютерные виды программ, диапозитивы.

Затем проводится игра-викторина.

Весь класс преподаватель делит на 2-3 команды. Каждой команде задается по три вопроса. Если ответ правильный, то команда получает 15 очков. Выигрывает та команда, которая правильно ответила на все вопросы. Если две или больше команды получили равное число очков, задаются дополнительные вопросы.

Возможна учебная прогулка по улице. Маршрут не должен быть большим, но важно его наметить так, чтобы он давал возможность закрепить знания, полученные в ходе беседы.

Желательно показать учащимся знак «Движение пешеходов запрещено». Его устанавливают, как правило, в местах, где запрещено движение пешеходов вдоль проезжей части, обочины дороги, а также где ведутся какие-либо дорожно-ремонтные работы, около строительных площадок - словом, там, где возникнет опасность для пешеходов. Знак имеет круглую форму белого цвета с красной каймой.

 

ГОРОДСКАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ (ГИБДД).
ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

 

Цель занятия: ознакомить учащихся с задачами, решаемыми ГИБДД; закреплять знание правил безопасного поведения на улице.

Проводится беседа. Учитель предлагает детям вспомнить правила поведения на улице. Далее он говорит:

«По дорогам, улицам, широким магистралям днем и ночью непрерывным потоком движется транспорт. Одно из основных условий безопасности дорожного движения - соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами.

За соблюдением правил дорожного движения зорко следят работники Государственной автомобильной инспекции - ГИБДД. Их команде подчиняются все - и водители, и пешеходы. Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах страны. Для удобства в работе патрульные автомобили, мотоциклы поддерживают радиосвязь с постовыми регулировщиками. Кроме этого, патрульные автомобили ГИБДД снабжены современным электронным оборудованием, а у инспекторов ГИБДД имеются малогабаритные электронные приборы. С их помощью можно быстро выявить тех, кто превысил скорость движения».

На доске вывешиваются картинки, на которых изображена проезжая часть улицы, движение транспорта и пешеходов по которой регулируется сотрудником ГИБДД - регулировщиком.

Преподаватель знакомит детей с правилами регулирования улицы милиционером. Он рассказывает детям о работе милиционера-регулировщика:

«Милиционер-регулировщик следит за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Этот милиционер - командир перекрестка, ему все подчиняются. Он подает своим жезлом команды, кому стоять, а кому идти или ехать.

Жезл окрашен в черно-белые полоски. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден.

(Учитель показывает сигналы на картинке или с помощью одного из учащихся.)

Регулировщики бывают и на тех перекрестках, где установлен светофор. Они наблюдают за движением. Регулирует же движение светофор. Когда светофор неисправен, регулировщик идет на перекресток и сам регулирует движение.

Если регулировщик подает сигналы при действующем светофоре, то все должны подчиняться ему, а не сигналам светофора. Труд регулировщика очень сложный. Но он нужен всем нам. Необходимо уважать регулировщика, следить за его сигналами, аккуратно и точно их выполнять. Тогда на улицах не будет несчастных случаев».

Можно провести экскурсию к ближайшему перекрестку. Дети наблюдают за работой регулировщика (если предоставляется такая возможность).

 

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Практическое занятие

Цель занятия: повторить правила дорожного движения,

закрепить знание правил безопасного поведения на улице в практической деятельности детей.

В начале занятия учитель читает стихотворение О. Бедарева из «Азбуки безопасности»: Асфальтом улицы мостятся. Автомобили быстро мчатся. Бурлит в движенье мостовая - Бегут авто, спешат трамваи. Все будьте правилу верны - Держитесь правой стороны. Должен помнить пешеход Перекресток-переход. Есть сигналы светофора, Подчиняйся им без спора. Желтый свет - предупреждение! Жди сигнала для движенья. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут. Красный свет нам говорит: «Стой! Опасно! Путь закрыт». Леша с Любой ходят парой. Где идут? По тротуару. Ученик, садясь в трамвай, Старшим место уступай. Хоккей - игра на льду зимой, Но не играй на мостовой. Цеплять крючком машины борт - Опасный и ненужный спорт. Преподаватель обращается к ученикам с вопросом: «О каких правилах говорится в стихотворении?» (Идти надо по тротуару, держаться правой стороны, подчиняться сигналам светофора, уступать старшим место в транспорте, играть на проезжей части улицы запрещается, нельзя цепляться за борт машины.)

При повторении правил дорожного движения преподаватель может использовать различные ситуации, например, спросить о том, какое правило поведения нарушено в следующей ситуации: «Ты стоишь у пешеходного перехода, а группа ребят побежала через дорогу перед движущимся транспортом. Какие правила дорожного движения они не соблюдают? Как следовало поступить в этом случае?»

Затем учитель выводит детей во двор (можно в школьный зал). Проводит игру «Перекресток». Для игры нужен перекресток. Все, кто хочет играть, быстро «строят» его с помощью кусочка мела. Перекресток можно нарисовать любой, какой подскажет фантазия. На перекрестке должны быть пешеходные переходы, «островок безопасности», линии «стоп» и т.д., т.е. линии, которые показывают опасные и безопасные места на улице, и знать которые необходимо. Правила игры такие. Ведущий (светофор) стоит в центре перекрестка. Остальные делятся на две группы: пешеходы и транспорт. Свисток «светофора». Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. И тут «светофор» начинает «штрафовать». За что? Конечно, за нарушение правил дорожного движения.

Нарушители выбывают из игры. Побеждают те, кто умеет правильно ходить по улицам.

В конце занятия для закрепления правил дорожного движения дети обсуждают, какие правила были нарушены, как следовало вести себя при переходе улицы.

 

ГДЕ МОЖНО И ГДЕ НЕЛЬЗЯ
ИГРАТЬ

 

Цель занятия: повторить правила поведения на улице, довести до сознания детей важность соблюдения этих правил.

Занятие начинается с постановки вопросов:

«Для чего нужны правила дорожного движения?» (Эти правила необходимы для соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов, поэтому их должны соблюдать и пешеходы, и водители. Нарушать правила - значит подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта. А чтобы не мешать движению других пешеходов, надо двигаться по правой стороне тротуара.)

«Почему нельзя играть на проезжей части улицы и на тротуаре? Где можно играть?» (Играть можно во дворе, на игровой или спортивной площадке.)

Учитель уточняет и дополняет ответы детей. Рассматривая картинки, дети убеждаются в том, что играть, кататься на коньках, лыжах и санках надо на спортивных площадках и стадионах и специально отведенных для этого местах.

Рассматривая картинки с опасными ситуациями: дети на санках, скейтбордах и роликовых коньках выезжают на проезжую часть улицы, учащиеся убеждаются в том, что несоблюдение правил поведения приводит к беде.

Сами дети делают вывод, как нужно вести себя, чтобы не повторить ошибки героев сюжетов, чтобы не случилось так, как нарисовано на картинках.

В конце занятия преподаватель задает вопросы:

«Где можно кататься на скейтбордах, роликовых коньках и детских велосипедах?»;

«Где безопаснее играть в футбол и другие спортивные игры?»;

«Почему нельзя играть на проезжей части улицы?»

Ответы учеников оцениваются.

 

 
ДВИЖЕНИЕ ГРУППАМИ

 

Цель занятия: развивать у учащихся внимание и осторожность при совместном движении.

Занятие начинается с беседы о том, как правильно вести себя, если придется группой идти по улице или дороге.

Затем следуют вопросы:

«Где можно идти группой?» (По тротуару.)

«По какой стороне?» (Придерживаясь правой стороны.)

«Идти надо по тротуару шагом, из строя не выходить, на левую сторону не забегать, не мешать пешеходам. Как быть, если группой придется идти по дороге, где нет тротуара и пешеходной дорожки?» (Тогда надо шагать по обочине, чтобы быть лицом навстречу идущим автомобилям, соблюдая особую осторожность, то есть идти по левой обочине. Без разрешения из строя выходить нельзя.)

«Как надо переходить регулируемый перекресток?» (Переходить надо на зеленый сигнал светофора или разрешающий жест регулировщика.)

На пешеходном переходе, как и на тротуаре, необходимо придерживаться правой стороны, чтобы не мешать другим. Идти надо спокойно, не отвлекаясь.

Ожидать трамвай, троллейбус, автобус можно только на тротуаре или на специально отведенной посадочной площадке. При посадке в общественный транспорт необходимо соблюдать организованность, не спешить, не толкаться. Выходить из трамвая, автобуса, троллейбуса можно только при его полной остановке. На посадочной площадке останавливаться не рекомендуется, иначе будет помеха тем, кто хочет сесть в трамвай.

Для освоения правил движения группами по улицам и дорогам показать сюжетные картинки с нарушением правил. Например: дети идут группами по пешеходной дорожке, а два ученика вышли из строя и пошли по левой стороне. Они помешали движению идущим навстречу ребенку и бабушке.

«Какие правила были нарушены учениками?», «Как нужно было вести себя?»

В ходе урока возможна прогулка детей для практического закрепления правил. Учащиеся идут парами по тротуару, с большой осторожностью переходят улицу, соблюдая все правила дорожного движения.

 

 

 

ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВБЛИЗИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

 

Цель занятия: ознакомить учащихся с основными правилами поведения вблизи железнодорожных путей, приучить их к повышенному вниманию и осторожности.

На доске - картинки с нарисованными поездами, железной дорогой с пешеходными переходами. Преподаватель задает загадку:

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Локомотив и вагоны.)

Учитель рассказывает, что наша страна покрыта густой сетью железных дорог.

«С каждым годом скорости движения поездов возрастают.

Железнодорожные пути проходят через города и села, пересекаются со многими улицами и дорогами, по которым идут пешеходы, движется транспорт. Они представляют для пешеходов большую опасность. Поезд движется с большой скоростью, поэтому вблизи железнодорожных путей надо быть осторожным и внимательным. Переходить через железнодорожное полотно надо в специально отведенном месте».

Преподаватель предлагает рассмотреть картинку, на которой нарисованы железная дорога, тоннели, проложенные под ней, и мосты для пешеходного перехода.

А на другой картинке мальчик перебегает железнодорожное полотно перед движущимся поездом. Учащиеся обсуждают поступок мальчика, чтобы не повторять ошибки героя сюжета.

Учащиеся рассматривают картинки, на которых изображены охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды с шлагбаумом и без шлагбаума. Дети сами делают вывод, что охраняемый переезд можно переходить, когда открыт шлагбаум и горит зеленый сигнал светофора. А при переходе неохраняемого железнодорожного переезда сначала надо убедиться, что с правой или левой стороны нет приближающегося поезда и не слышно сигналов его приближения.

В конце урока учитель предлагает несколько ситуаций, а дети решают, как они поступили бы в том или ином случае. Учитель дополняет, конкретизирует их ответы.

 

 

 

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ
ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Цель занятия: продолжить изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, учить детей быть осторожными и внимательными.

В начале занятия проводится беседа о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. Беседа должна сопровождаться демонстрацией иллюстративного материала и вопросами учителя: «Для чего нужно знать правила дорожного движения?», «Как нужно переходить улицу?», «Как нужно переходить загородную дорогу?», «Где можно играть?», «Можно ли играть на тротуаре?» и т.д.

Показывая сюжетные картинки, преподаватель предлагает несколько опасных ситуаций из жизни детей. Например: мальчик с девочкой играют на проезжей части улицы в бадминтон, а из-за угла выезжает машина. Дети обсуждают ошибки героев сюжета, подводят итоги, как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду. Они приводят примеры из своей жизни. Например: «Вася ехал с сестренкой Аленой по тротуару на велосипеде, а из-под куста выскочила кошка. Дети упали. Вася поломал руку, и ему долго оказывали помощь в травмпункте», «А со мной было много случаев: я падала с горки, выезжала на санках на дорогу» и т.д.

Дети сами убеждаются в том, что правила безопасного поведения на улицах и дорогах необходимо знать и выполнять их требования, чтобы избежать опасных ситуаций.

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
 

В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Огонь помог человеку преодолеть неблагоприятные климатические условия и расселиться по Земле. Без огня сегодня невозможна жизнь, человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но может обратиться в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушений правил пожарной безопасности. И тогда возникает пожар.

 

Пожар что это?
 

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах, дачных и садовых, домиках. Опасность возникновения пожара в жилище человека постоянно возрастет. В каждом доме увеличивается количество злектроприборов. Это холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, стиральные машины, электронагревательные приборы, т. е. все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым из перечисленных приборов может привести к пожару

Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого происходит примерно каждый шестой пожар.

В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Он проникает в слуховые окна чердаков, забивается в подвалы домов, в сараи. Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. Часто такие игры кончаются пожаром.

Не меньшую опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями - хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. При попадании искр от пиротехнических изделий на легко возгораемые предметы может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или не затушенный окурок.

К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Мифы древних греков гласят, что огонь людям подарил титан Прометей. Он похитил огонь у богов Олимпа и был сурово наказан ими. Человек покорил огонь и научился управлять им. С помощью огня люди научились готовить пищу, обогреваться, защищаться от нападения диких зверей.

 

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля. Помните: пожар легче не допустить, чем тушить.

 

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила

пожарной безопасности.

Перечислим основные из них:

  • не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не играли ваши товарищи;
  • не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  • соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  • не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  • не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы;
  • не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
  • не поджигайте тополиный пух и сухую траву,
  • соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ей лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

В настоящее время в нашей стране создана специальная служба, обязанная бороться с пожарами, - пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану и др.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям России (до 2001 г. входила в состав Министерства внутренних дел).

Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, бесплатно обеспечивает и осуществляет тушение пожаров. Ее главная задача - профилактика пожаров.

 

По данным истории, в период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60раз, в период с I860 по 1910г. только в европейской части России было зарегистрировано более 2 млн. пожаров, уничтоживших свыше 6, 5 млн. крестьянских дворов.

Началом организованной борьбы с пожарами в России можно считать издание соответствующих указов. Так, при царе Иване Грозном был издан указ, в котором предписывалось на случай пожара иметь во дворах бочки и чаны с водой.

Указ Петра I запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома. Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в своих домах раз в месяц. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов.

Для ликвидации пожаров использовались регулярные войсковые подразделения. Первые пожарные команды появились в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIXв. Комплектовались они отставными солдатами. Пожарные команды выезжали на пожар на лошадях, воду возили в бочках, а огонь тушили с помощью ручных насосов.

 

В случае необходимости вызова пожарной охраны по телефону наберите номер 01. Сообщите диспетчеру следующие данные: причину вызова (загорелся телевизор, пожар на балконе и т. д. ), свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код), фамилию и номер телефона, с которого вы звоните. Необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов.

А теперь рассмотрим правила личной безопасности при пожарах.

 

ПОЖАР В КВАРТИРЕ

 

Немедленно вызовите пожарных, позвонив по телефону 01, сообщите необходимые сведения, о которых было сказано выше. Если нет телефона, сообщите о пожаре через соседей.

Не дожидаясь прибытия пожарных, попытайтесь потушить пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью, водой от внутренних пожарных кранов на лестничных площадках). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушите мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков. Не открывайте окна и двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара.

Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию.

Если ликвидировать очаг возгорания своими силами невозможно, необходимо немедленно покинуть квартиру, прикрыв за собой дверь.

В задымленном помещении необходимо передвигаться на четвереньках (внизу меньше дыма) и дышать через влажную ткань (мокрое одеяло, пальто). Покинув квартиру, организуйте встречу пожарных, укажите им очаг пожара.

При невозможности покинуть квартиру обычным путем используйте балконную пожарную лестницу, а если ее нет, необходимо выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь и звать на помощь.

Помните, покидая здание при пожаре, ни в коем случае нельзя пользоваться лифтом, он может отключиться.

 

ПОЖАР НА БАЛКОНЕ

 

Немедленно позвоните в пожарную охрану по телефону 01.

Тушите возгорание любыми подручными средствами (огнетушителем, водой). Легковоспламеняющиеся жидкости тушите огнетушителем, а если его нет - мокрой тканью, песком, землей из цветочных горшков.

Предупредите соседей с верхних этажей, позовите их на помощь.

 

ПОЖАР В ПОДЪЕЗДЕ

 

Постарайтесь определить место горения (почтовые ящики, мусоропровод, лифт, квартира) и сообщите соседям о пожаре. Вместе с соседями постарайтесь локализовать очаг пожара и потушить его подручными средствами. Сообщите о пожаре в пожарную часть.

Если пожар произошел вне вашей квартиры, а воспользоваться лестницей для выхода наружу невозможно, оставайтесь в квартире. Чтобы не отравиться продуктами горения, закройте щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одеялами, полотенцами и т. п. Укрыться от пожара до прибытия пожарных можно также на балконе, плотно закрыв за собой балконную дверь. Не забывайте и о защите органов дыхания в задымленном помещении, о чем было сказано выше.

По прибытии пожарных привлеките их внимание и попросите их оказать вам помощь.

 

ПОЖАР В КАБИНЕ ЛИФТА

 

При возгорании в кабине или шахте лифта необходимо немедленно сообщить об этом диспетчеру, нажав кнопку «вызов». Если лифт движется, не останавливайте его, а дождитесь остановки. Выйдя из кабины лифта, заблокируйте двери и попросите жильцов на этаже вызвать пожарную охрану.

Если лифт остановился между этажами, а очаг возгорания находится вне кабины, стучите по стенам кабины, кричите и зовите на помощь, попытайтесь с помощью жильцов дома раздвинуть автоматические двери лифта и выбраться наружу.

При невозможности самостоятельно выйти из лифта до прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком, рукавом одежды, смочив их жидкостью, даже мочой, сохраняйте выдержку и спокойствие.

 

Вопросы и задания
  • Назовите основные причины пожаров.
  • Чем нельзя тушить включенные электроприборы?
  • Как защитить органы дыхания в задымленном помещении?
  • Почему нельзя пользоваться лифтом, покидая здание при пожаре?
  • Какая опасность грозит вам, если пожар начался в соседней квартире?
Ситуационные задачи
  • При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым. Ваши действия.
  • Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного сверху окурка начали гореть различные вещи. Ваши действия.
  • Вы с улицы вошли в подъезд и ощутили сильный запах дыма. Ваши действия.

 

Огонь!

Миллионы лет назад люди научились добывать его.

В руках человека соблюдающего правила безопасности он послушен.

Но, если дать ему волю, то огонь превращается в зло.

22 июля 1993 года в селе Подгорное Рамонского района Воронежской области в огне погиб пятилетний ребёнок. Пашу Осипова родители привезли на летний отдых к дедушке и бабушке.

В тот день, он взял с собой спичечный коробок, забрался на крышу сарая и стал бросать вниз подожжённые  спички. Бабушка не обратила на него внимания. Последствия этого пожара ужасны. На крыше сарая, в дыму и пламени обгорело тело задохнувшегося маленького человека.

В 1992 году в Воронеже на улице Краснознамённой в двухэтажном доме в двухкомнатной квартире были бабушка и пятилетний внук. Малыш играл в кладовке, переделанной под комнату, в которой был включен обогреватель. Что делал с ним ребёнок неизвестно, а вот к приезду пожарных бабушка уже не дышала. Мальчик был ещё жив, он забился в дальний угол квартиры. Его отвезли в больницу. Но старания врачей были напрасны.  Мальчик умер, отравившись продуктами горения.

3 сентября 1996 года в Старой Меловой Петропавловского района 10 – летний мальчик зажёг дизтопливо в ведре. Эта шалость обошлась ему ожогами лица, рук, и лечением в больнице. 28 июня 1966 года в селе Чигорак в Борисоглебском районе, 10 летний Игорь во время прогулки зашёл в открытое здание подстанции, размещённая на школьном стадионе. Конечно, он понимал, что подстанция не место для игр, но любопытство взяло верх. Мощным электрическим разрядом мальчика отбросило в сторону. Во время падения он получил сотрясение головного мозга, ожёг кистей рук, лица головной клетки. Часто не понимая опасности подобных игр с огнём ребята разводят костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, пускают горящие самолётики – становясь виновниками пожаров.

Есть случаи, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер 01 и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Они и не задумываются, что кому - то в эту минуту без пожарников смерть. Ребята чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

Не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши друзья и маленькие дети.

Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из под порошков и красок, в аэрозольных упаковках.

Не устраивайте игр с огнём вблизи строений, в сараях и на чердаках.

Не растапливайте печи и не зажигайте газовые плиты. (без взрослых).

Не играйте с электронагревательными приборами (от них может произойти пожар).

Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая из под него.

Не оставляйте не затушенных костров – это может привести к гибели всего леса.

Помните проще предупредить пожар, чем его потушить.

Но если всё - таки пожар произошёл, вы должны знать, как действовать при пожаре.

1. Необходимо немедленно вызвать пожарную охрану по телефону, сообщив  свой точный адрес, объект пожара и  встретить пожарные подразделения.

Если рядом есть взрослые, сразу позовите их на помощь.

Если горение только началось, вы его легко затушите водой, накроете толстым одеялом или забросаете песком, землёй.

Ни в коем случае не тушите  водой горящие электронагревательные приборы, находящиеся под напряжением: это опасно для жизни.

Если вы видите, что не сможете справиться с огнём, и пожар принимает угрожающие размеры,  срочно покиньте помещение.

Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

И всё - таки помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться  большой  бедой.

Дата создания: 27.07.2017 15:46

Дата последнего изменения: 28.07.2017 15:39

На главную страницу