Эвакуация населения

Эвакуация населения.

             Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из способов их защиты, снижение вероятных потерь и включает в себя комплекс мер по организованному вывозу и выводу населения при создавшейся опасности его жизни и здоровью и временному размещению эвакуированных в безопасных районах. Эвакуация населения проводится из прогнозируемых зон поражения и заражения (загрязнения) и только в случае прямой угрозы жизни и здоровью людей, когда другие способы защиты невозможны или нецелесообразны.

           Все виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

           - по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного биологического, заражения (загрязнения) возможных сильных разрушений ,возможного катастрофического затопления и других;

          -по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

           -по удаленности: локальная ( в пределах города, населенного пункта, района) местная ( в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования ) ; региональная ( в границах федерального округа ); государственная (в пределах Российской Федерации );

          -по временным показателям : временная ( с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток ); среднесрочная- до 1 месяца ; продолжительная – более месяца.

           В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая ( заблаговременная), экстренная ( безотлагательная).

           В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими факторами проводится экстренная эвакуация населения. Вызов (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени  упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

           Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случаи нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

           В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных  и культурных ценностей в безопасные районы»  от 22 июня 2004 г. № 303 эти мероприятия  включаются в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных  и культурных ценностей из городов и иных населенных пунктов, отнесённых к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания  волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений (далее соответственно – эвакуация, населенные пункты), а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах(далее – рассредоточение работников организаций).

               Эвакуации подлежат (56):

             -работники расположенных в вышеуказанных населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей указанных работников;

              -нетрудоспособное и не занятое в производстве население;

              -материальные и культурные ценности.   

              Эвакуация населения в зависимости от масштабов ЧС  проводится по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководителей гражданской обороны федерального, местного и объектового уровней.

              Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

             -в федеральных органах исполнительной власти – на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

             -в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований – на глав органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

             -в организациях  - на руководителей организаций.

             Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируется заблаговременно в мирное время и осуществляются согласно следующим принципиальным положениям. 

              Эвакуация работников, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуется и проводится соответствующими должностными лицами организации.

              Эвакуация нетрудоспособного  и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления. 

              При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных в близи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного разрешения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемых работников организации населенных пунктах расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

               Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также  неработающих членов их семей выделяются за  районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

              Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами  семей  работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций. 

             Население, эвакуируемые из зон возможно катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам населенных пунктах расположенных на незатапливаемой  территории.

             Население эвакуируемое в безопасные районы размещаются в жилых общественных и административных зданиях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии законодательством Российской Федерации, а также в помещениях дачных и садовых товариществ на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления.  

             Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

             К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты(СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (СЭП), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу ( выводу) эваконаселения. Состав и их создания см. в главе 7.

            В зависимости от условий обстановки, сроков и масштабов  проведения эвакуации населения возможны следующие её варианты: частичная и общая(рис.4,6,)

           Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков  работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица , обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских  садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей ), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

           Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения , за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

           Эвакуация как способ защиты населения, наряду с высокой эффективностью обладает в современных условиях и существенными недостатками.

           Высокая массовость эвакомероприятий многочисленность эвакуируемых контингентов , необходимость увязки деятельности большого числа разноведомственных органов и организации  делают проблематичным  успех эвакуации организованным способом в короткие сроки.

           Кроме того, сложность планирования деятельности всех органов, задействованных в организации эвакуации населения, и действий эвакуируемых дают основание опасаться развития неорганизованности и стихийности в эвакомероприятиях со всеми негативными последствиями.        

          Смена командно-административного принципа управления экономикой на рыночный требует коренной перестройки планирования, организации и финансирования эвакуационных мероприятий.

          Указанные трудности и недостатки вызывают необходимость решения ряда проблем с целью приведения эвакуации как способа защиты населения в соответствие с новыми политическими, стратегическими и экономическими условиями.

           В условиях высокой гибкости в способах ведения современных войн и вооруженных конфликтов и применения средств поражения необходим переход на многовидовую, многовариантную эвакуацию (36).       

          Число видов, вариантов и этапов эвакуации должно определяться  местными условиями, климатическими, экономическими обстоятельствами и прогнозом  характера угроз в военное время.

           Многовариантность выбора целей, боле точное их поражение в современных войнах повышают роль и значимость рассредоточения отдыхающих смен рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях, отнесённых к группам по гражданской обороны. С этой целью следует пересмотреть принцип использования для рассредоточиваемых загородных зон и городских территорий. В частности, необходимо спланировать использование дачно-кооперативного фонда, использование так называемых «спальных» районов и других жилых зон, удаленных от оборонных, энергетических, транспортных объектов, крупных административных органов  управления, а также более широкое использование пригородных и ближних загородных территорий. Право на применение этого способа защиты рабочих и служащих при использовании только объективных ресурсов следует предоставить соответствующим руководителям объектов. При задействовании ресурсов местных органов эти права следует отнести к  совместному ведению руководителей ГО местных органов власти и объектов.

           В условиях полной смены принципов хозяйствования в экономике необходим переход от командно-административных методов планирования эвакуации на контрактно-договорные. При этом все отношения между органами управления эвакуацией, эвакуируемыми, обеспечивающими эвакомероприятия, должны основываться на договорах с отражением в них сути отношений между сторонами, содержания выполняемых мер и мероприятий , прав и ответственности сторон .Финансовое и юридическое обеспечение всех эвакомероприятий  должно обеспечиваться и подкрепляться планом на расчетный год , в котором и закладывается основа договорных отношений между ресурсораспределителями и ресурсопотребителями мероприятий  эвакуации. Следует отметить ,что договорные отношения, помимо повышения реальности эвакомероприятий ,закладывают основу для долговременных связей между эвакуируемыми организациями , их принимающими обязательствами сторон как на военное, так и на мирное время.

            Для повышения объективности в договорных отношениях между эвакоорганам и целесообразно детальную проработку всех сторон эвакуации осуществлять в системе научно-исследовательских и проектных работ. Разработку планов эвакуации можно было бы вести 1 раз в 5-10 лет в научно-исследовательских и проектных учреждениях, корректировать планы целесообразно 1 раз в  2-3 года в органах управления ГО и ЧС. Такие планы стали бы  основой для реализации запланированных мероприятий в генпланах застройки городов, проектов районной планировки, проектах детальной  планировки при застройки микрорайонов, отдельных кварталов, а также при строительстве конкретных зданий и сооружений. Архитектурно-планировочные  требования в части эвакомероприятий основывались бы не на субъективных мнениях отдельных лиц, а на научно проработанных и коллективно принятых  предложениях.

           Происшедшие и происходящие структурные измерения в экономике требуют внесения необходимых корректив в организацию эвакуации. В частности, интенсивные реконструирование производственных объектов, появления большего числа малочисленных коммерческих  образований без выжженных производственных черт приводят к тому, что основным звеном в организации управления эвакуацией становятся территориальные эвакокомиссии.

           В целом вся организация эвакуации должна более гибко подстраиваться под принципы многовариантности и многоэтапности эвакомероприятий. Следует уменьшить организационную зарегулированность как органов управления, так и эвакуируемых представляя им большую самостоятельность и свободу действий. Большая растянутость эвакуации по времени создает предпосылки для лучшей организации ее проведения, а также увеличивает возможность проведения отдельных этапов эвакуации пешим порядком.

           Наличие у населения личного автотранспорта делает возможность обеспечить меры по транспортному обеспечению эвакуируемых. Кроме того, для такого контингента становится излишними регистрационные процедуры на сборных эвакопунктах. Население на личных автомашинах может регулироваться на промежуточных эвакопунктах, либо непосредственно в приемных эвакокомиссиях.

           Эвакуация населения как способ его защиты является актом высокой гуманитарной значимости. Практически не один вооруженный конфликт последних лет в мире не обошелся без проведения тех или иных эвакуационных мероприятий. В ряде случаев эвакуируемое население становилось объектом вооруженной агрессии со стороны конфликтующих сторон. Учитывая это необходимо выступить с инициативой перед международными и межгосударственными органами  об отнесении эвакуации населения к защищенным актам со стороны международного гуманитарного права.

           Таким образом, эвакуация населения остается одним из важных способов защиты людей в условиях новых экономических отношений в государстве и новых взглядов на характер современных войн  и применения средств поражения.

            Учитывая незначительную капиталоемкость подготовительных мероприятий эвакуации в сравнении с другими способами защиты населения. Эвакуация населения обязательно получит свое дальнейшее развитие.

 

          Основы организации и ведения гражданской обороны в современных  условиях,         Под общей редакцией С. К. Шойгу.    

 

(стр. 181,187 ).

 

 

 

Дата создания: 28.07.2017 15:46

Дата последнего изменения: 28.07.2017 15:47

На главную страницу